Владимир Касторный (tipolog) wrote,
Владимир Касторный
tipolog

Categories:

Южная Африка: Национально-освободительное движение СВАПО и его борьба с колониализмом в Намибии

Южная Африка: Национально-освободительное движение СВАПО и его борьба с колониализмом в Намибии

Подборка плакатов 1970-х - 80-х годов
СВАПО: Покончить с апартеидом - это есть самый важный вопрос

СВАПО: Покончить с апартеидом - это есть самый важный вопрос


Проблема борьбы с колониализмом являлась одной из самых острых и болезненных для всего мира в 60-е - 80-е годы прошлого века. В принципе все началось с того, что уже в года второй мировой войны правительство Великобритании пришло для себя к однозначному выводу, что колониальные методы правления разными заморскими территориями себя исчерпали и перестали быть эффективными - в новых условиях фактически то же самое оказалось гораздо удобней и проще делать путем предоставления им национальной независимости с одновременным поставлением их в экономическую и технологическую зависимость. Такая схема осуществления влияния на слаборазвитые страны в самом скором времени получила название политики неоколониализма и стала активно осуществляться Великобританией вскоре после завершения второй мировой войны.

Туземные обитатели тех заморских колоний, которые принадлежали другим европейским странам (типа Франции и Бельгии), глядя на факты обретения национальной независимости некоторыми своими соседями, принимались желать себе тоже самого и активно включаться в процесс национально-освободительной борьбы. Но, в отличии от Великобритании, эти европейские страны к тому времени еще немного недоросли до такого состояния, когда для них использование неоколониальных методов воздействия стало бы более эффективным, чем продолжение прежней политики колониализма. Поэтому с середины 50-х годов процесс борьбы за обретение национальной независимости во многих колониях стал переходить в плоскость вооруженного противостояния и национально-освободительных войн. Франция с Бельгией, быстро придя к сознанию того факта, что ведение войн в колониях с усиливавшимся национально-освободительным движением - дело весьма непопулярное в широких массах своих сограждан, затратное и превышающие размеры их доходов с таких владений, оказались вынужденными мобилизовывать свои внутренние возможности в целях быстрого достижения такого состояния своего развития, при котором для них тоже стал выгоден переход к использованию неоколониальных методов оказания своих воздействий на заморские территории своих бывших владений.

Но в Европе имелась такая достаточно слабо развитая колониальная держава как Португалия, а на территории Африки - такие государства, находившиеся под властью людей белой расы, как Южная Родезия и Южно-Африканская Республика (с прилегающими территориями своих собственных колоний типа Намибии), в которых исповедовались принципы национальной неполноценности черных. С другой стороны данный процесс стал усложняться тем, что в ход развития национально-освободительного движения стал активно вмешиваться Советский Союз. В создавшейся ситуации США и наиболее развитые страны Западной Европы из опасения утратить инициативу и боязни того, что большинство национально-освободительных движений могут перейти под советский контроль, оказались вынужденными активизировать свои шаги по оказанию беспрецедентного внешнеполитического и экономического давления на Португалию и африканские государства под властью белых с тем, чтобы они перестали быть раздражающим бельмом на глазу у всего остального мира. Но по целому ряду причин ни Португалия (вплоть до свержения фашистского режима в этой стране в 1974 году), ни Южная Родезия с ЮАР к осуществлению таких шагов были совершенно не готовы. В свою очередь Соединенные Штаты и наиболее развитые государства Западной Европы не могли себе позволить себе окончательно порвать отношения со странами, которые вопреки всем остальным предпочитали действовать грубыми и изжившими себя, но очень привычными им колониальными методами - ведь это оказалось бы равносильным отдаче их на растерзание прокоммунистически настроенным национально-освободительным силам и последующему их переходу под влияние СССР.

В результате в мире создалась уникальная ситуация, когда правительства сильных западных держав оказались вынужденными вести себя заискивающим образом по отношению к лидерам целого ряда национально-освободительных движений с тем, чтобы в обмен за предоставление им разного рода аппетитных коврижек те огласились обсуждать промежуточные варианты строительства будущей власти, охлаждать пыл своих сторонников, а при невозможности чего-либо такого - направлять их агрессию в сторону сторонников тех национально-освободительных движений которые, предпочитали опираться на Советский Союз. В свою очередь высшее руководство СССР в своем стремлении во что бы то ни стало победить своих главных противников по "холодной войне" на африканском фронте ведения своих действий стало разрабатывать программы по созданию в слаборазвитых странах с просоветски настроенными режимами мощных национальных экономик и заниматься их финансированием. Лидеры таких слаборазвитых стран  охотно принимали подобную советскую помощь, но большую ее часть разворовывали и расходовали на совершенно иные цели. Всякий раз когда кремлевские кураторы пытались ставить вопросы о необходимости предоставления хоть какой-то отчетности, их африканские подопечные вежливо посылали тех к чертовой бабушке и советовали не пытаться вмешиваться в их внутригосударственную политику. В ситуациях же когда Советский Союз начинал сворачивать подобного рода программы по причине вынужденного признания их неэффективными, национальные лидеры таких слаборазвитых стран мира имели обыкновения изображать на своих лицах выражения больших обид и давать советским представителям понять, что они в любой момент могут рассердиться и уйти, громко хлопнув дверью - в смысле перейти под покровительство США.

Лидеры тех национально-освободительных движений, которые изначально оказались ориентированными на западные страны, тоже принимались вести себя примерно таким же образом. Охотно принимая от США разного рода помощь, они имели обыкновение строить недовольные выражения лиц всякий раз, когда с ними пытались договориться о таких вариантах построения власти, когда бы она оказалась поделенной между представителями черной и белой рас. Выражаясь простым языком, чернокожие национальные лидеры все более решительным образом принимались настаивать на принятии положений о том, чтобы вся власть на территориях их новых стран целиком и полностью будет принадлежать черным, давая тем самым понять, что в случае выражения им категорического несогласия, они в любой момент могут переметнуться на сторону СССР. В результате правящие круги США и большинства стран Западной Европы достаточно быстро пришли для себя к выводу о том, что в создавшейся обстановке им будет выгоднее всего взять курс на поддержание любых (даже самых крайних) националистических идей - лишь бы не допустить случаев массового перехода их сторонников под влияние Советского Союза. Все это в конечном итоге как раз и привело к появлению на карте Африканского континента целого ряда государств с недееспособными властными структурами и бедствующим населением, которому в подавляющем большинстве случаев приходится жить гораздо хуже, чем в колониальные времена - особенно после того, как СССР самоустранился и перестал оказывать влияние на африканскую политику, а представителям США и развитых стран Европы стало совершенно незачем продолжать заискиваться перед никчемными президентами целого ряда слаборазвитых африканских государств.

Такая вот достаточно печальная история, а в качестве иллюстрации к ней и ходу ее развития - небольшая подборка плакатов 1970-х - 1980-х годов в поддержку Национально-освободительного движения СВАПО и его борьбы с колониализмом на территории Намибии, которая в конечном итоге - вместе с Зимбабве (бывшей Южной Родезией) - оказалась в числе самых слаборазвитых и очень бедных стран современного мира.


Международная солидарность с борьбой народа и студентов Намибии (плакат Международного союза студентов Намибии)

Международная солидарность с борьбой народа и студентов Намибии (плакат Международного союза студентов Намибии)


СВАПО борется за освобождение Намибии

СВАПО борется за освобождение Намибии


Неделя Южной Африки (в сентябре 1974 года)

Неделя Южной Африки (в сентябре 1974 года)


Да здравствует борьба народа Намибии

Да здравствует борьба народа Намибии


СВАПО - это вооруженный народ. 26 августа 1966 года началась вооруженная борьба в Намибии

СВАПО - это вооруженный народ. 26 августа 1966 года началась вооруженная борьба в Намибии


СВАПО - это народ, народ - это СВАПО

СВАПО - это народ, народ - это СВАПО


СВАПО никогда не забудет бойни в Кассинге (спецоперации войск ЮАР по уничтожению лагеря беженцев и военной базы СВАПО в глубине территории Анголы 4 мая 1978 года)

СВАПО никогда не забудет бойни в Кассинге (спецоперации войск ЮАР по уничтожению лагеря беженцев и военной базы СВАПО в глубине территории Анголы 4 мая 1978 года)


СВАПО - это дети колониальной войны. Президент СВАПО Сэм Нуйома на руках с ребенком, который остался в живых после резни в Кассинге

СВАПО - это дети колониальной войны. Президент СВАПО Сэм Нуйома на руках с ребенком, который остался в живых после резни в Кассинге


Намибия хочет быть свободной от севера до юга своих исторических границ - СВАПО

Намибия хочет быть свободной от севера до юга своих исторических границ - СВАПО


Намибия за достижение полной независимости

Намибия за достижение полной независимости


Намибия. Солидарность со СВАПО и народом Намибии

Намибия. Солидарность со СВАПО и народом Намибии


День Намибии. Нашей целью была независимость. И СВАПО возглавила освободительную борьбу, а теперь руководит процессом национального возрождения и государственного строительства

День Намибии. Нашей целью была независимость. И СВАПО возглавила освободительную борьбу, а теперь руководит процессом национального возрождения и государственного строительства


Также смотри по данной теме другие материалы с тегами "Африка" и "Пропаганда"
Tags: Африка, народное восстание, политика, пропаганда, протест
Subscribe

promo tipolog december 28, 2017 19:01 6
Buy for 10 tokens
Предусмотрительный интеллигент и самонадеянный приспособленец: Психологический портрет Ильхама Алиева Портретная галерея "Тонкий дипломат" и "азартный игроман" - такие достаточно непохожие друг на друга ассоциации возникают в головах очень многих людей при…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments